(1)С возрастом утрачивается азарт и в чтении. (2)Видимо, не ждутся уже те
потрясающие, давние открытия, которые происходили при чтении «Робинзона
Крузо», «Острова сокровищ», «Борьбы за огонь», «Всадника без головы» и
«Робина Гуда», книг Гюго, Майна Рида, Фенимора Купера, не открывается
дальняя земля, а может, и планета, где жили и озоровали похожие на тебя
Томас Сойер и Гек Финн, где...
(3)Ах, как много утрачивается из того, чему ты доверялся, чем восхищался в
детстве, юности и былой обобранной до нитки молодости. (4)Все чаще тянет
перечитать что-нибудь из родной классики, еще и еще подивиться
провидческому дару наших гениев: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского.
Ныне охотней читаются письма, дневники, статьи и книги о жизни и деяниях
наших Великих соотечественников. (5)Читая их, еще и еще поразишься и
погорюешь о том, что вещие их слова не везде, не всеми услышаны и так мала
отдача от их титанического труда. (6)Все кажется, что они рано родились, не в то
время мятежно и дерзко мыслили, шли на эшафот и костер за нас, за наше
будущее. (7)В дремучей тайге невежества, указуя нам просвет впереди, не
напрасно ль они усердствовали и надрывались?
(8)«Поэты не бывают праведниками, потому не бывают и отступниками.
(9)Проповедники и праведники должны быть всегда на высоте — таков их,
извините, имидж. (10)Столпник не может позволить себе кратковременного
сошествия в кабак ради встречи со старым другом. (11)А у поэта и „всемирный
запой" случается. (12)Поэт „бывает малодушно погружен в заботы суетного света
и среди детей ничтожных мира бывает — всех ничтожней он...“ (13)Поэт столь же
мучительно противоречив, как сама жизнь, даже не столь, а более — в нем
жизнь многократно усилена, увеличена, его подъемы выше
среднечеловеческих, а спады тоже „не как у людей“. (14)Поэт не исповедник, а
сама исповедь. „Святой, обращаясь к нам, начинает сразу с небесной истины,
а поэт — с земной правды“».
(15)Эта длинная цитата из письма поэта Кирилла Ковальджи, помещенного в
журнале «Континент». (16)Марина Кудимова, поэтесса и довольно активный
деятель на ниве современной, растерянно пятящейся культуры, написала и
напечатала в «Континенте» № 72 статью, в которой довольно резко
раскритиковала Владимира Высоцкого, а заодно и его предтечу, Великого
русского поэта Сергея Есенина. (17)Сделала она это напористо, уверенно, не без
публицистического задора, обвинив и учителя, и ученика в расхристанности,
не случайно-де их прибежищем сделался блатной мир.
(18)Оно вроде и правильно. (19)Сам я и мое поколение, в большинстве своем,
приобщилось к Есенину, а затем следующее поколение — к Высоцкому через
«тонное» пение солагерников и соокопников, через альбомчики тридцатых
годов, а современники — через хрипатые, ленту рвущие магнитофоны,
зачастую не зная, чьи тут искаженные, но все равно певучие и складные стихи,
чьи тут песни, выкрикиваемые хриплым голосом под гремящую гитару.
(20)Главное, думал я, и Ковальджи в своем письме так же подумал: люди, не
читающие ничего, приобщались к поэзии. (21)Пусть кому-то она покажется и
грубой, и примитивной, и безыдейной, но через нее и через них, Есенина и
Высоцкого, в мир поэзии отчалила и уплыла масса народу. (22)Вполне может
быть, что они, эти «темные» массы, как и я Майн Рида, не смогут ныне и не
захотят больше читать кумиров своей юности — «прошли их», а читают
Бодлера и Вийона, Тютчева и Ахматову, Рильке и Данта, Хименеса и Ду-фу —
и помогай им Бог! (23)А я вот говорил и говорю еще раз спасибо родному Никитину
за хрестоматийный стишок «Звезды меркнут и гаснут», который стал для меня
путеводной звездой в безбрежный, радугой-дугой светящийся, вечно
волнующийся океан поэзии! (24)Кто, что были бы мы без поэзии и музыки?
(В. П. Астафьев)
Комментарии